Почти невозможно представить Новый год без ёлки, украшенной шарами и гирляндами, с сияющей звездой на верхушке. «Лесная красавица» стала неизменным атрибутом праздника, собирая вокруг себя всех членов семьи, даря радость и создавая атмосферу чуда. Откуда появилась эта традиция и что всё это означает?
Дерево как сакральный символ в древних культурах
Во все времена люди по-особенному относились к деревьям. Лес для наших предков заменял храм, в котором происходило общение с духами, дающими силу и знание. Ни один праздник не проходил без участия деревьев, вокруг которых водили хороводы, ветки украшали лентами, из стволов делали фигуры идолов.
Ритуалы, совершаемые с участием деревьев, были таинством посвящения, жизни и вечного перерождения форм. На каждый праздник выбирали дерево, в наибольшей мере для него подходящее. Летом критериями отбора были внешний вид и энергия того или иного дерева. Зимой выбор значительно сужался. Оно должно было быть зеленым (сохраняющим жизнь независимо от природного цикла), иметь правильную форму (в идеале треугольную) и обладать способностью устанавливать связь с другими мирами.
Под все эти параметры идеально подходила ёлка, которая в разных традициях имела свои аналоги и смыслы.
Языческие корни Новогодней Ёлки
Традиция вовлечения ели в празднование Нового года уходит корнями в язычество. Тогда она считалась магическим деревом – любимицей Бога-Солнца и поэтому всегда оставалась зелёной, символизируя вечную жизнь и божественную силу.
В ночь зимнего солнцестояния люди собирались вокруг ели, чтобы встретить переломный момент года – победу света над тьмой. Дерево украшали дарами природы: орехами, сушёными фруктами, травами, а также фигурками из соломы, которые символизировали богатство, удачу и защиту.
Многие верили, что ель хранит тайны мироздания, и если прикуснуться к её стволу, то можно получить ответы на самые важные вопросы, впитать силу и обрести гармонию с окружающим миром.
Германо – скандинавская мифология
В германо – скандинавской мифологии ей соответствовал Иггдрасиль – мировое древо, представляющее Вселенную и одновременно макрокосм. Иггдрасиль также называют тисом, ясенем или священным дубом Одина – великого языческого идола, дарителя рунического знания.
Внешний вид дерева повторяет схему мироздания. Ствол соответствует оси мира, корни – это не только основа, но также хранилище древнего знания, накопленного по ходу всей эволюции, ветки выражают энергию, макушка является прямым каналом в небо и высшие миры.
Структура дерева представляет собой девять частей-миров, соединённых между собой. В верхних трёх мирах живут боги. Средние заселяют люди и великаны. Нижние принадлежат царству мрака и холодного тумана.
Образ мирового древа у славян
В славянской традиции сакральное место всегда занимала ель, олицетворяя связь с потусторонними мирами. Славяне, подобно скандинавам, также разделяли миры на верхние, средние и нижние, называя их: Правью, Явью и Навью.
Из-за того, что ель символизировала переход из одного мира в другой, её никогда не срубали, а еловые ветки разбрасывали на дороге, по которой несли покойника, чтобы облегчить ему беспрепятственный переход в иной мир, после чего ветки сжигали.
Там, где смерть, там и жизнь, сменяющиеся циклы природы и непрерывный процесс перерождения, поэтому ритуальное празднование Нового года – это своего рода инициация и подготовка к новому плодотворному этапу.
Символика новогодних украшений
Для того чтобы наступающий год был особенно удачным, ёлку надо было всячески украсить и совершить возле неё магические обряды, посвящённые языческим богам.
В древней языческой традиции украшения имели глубокий смысл и символизировали различные аспекты человеческой жизни: здоровье, богатство, плодородие, защиту от зла.
Так, орехи и сушёные фрукты ассоциировались с плодородием, изобилием и мудростью земли. Сладости выражали благодарность богам за их дары, привлекая удачу и обеспечивая благополучие в будущем году.
Ленты, лавровые венки, ремни или тесьма использовались для связи с духами, объединения материального и духовного, защиты от злых сил. Для усиления защиты на ёлку вешали колокольчики, чьи звуки очищали пространство.
Также не забывали про фигурки животных и птиц, которые олицетворяли помощь со стороны земли (плодородие) и неба (надежда и свобода).
Подарки, которые клались под ёлку тоже имели магическое значение, символизируя обмен дарами между людьми и богами, чтобы в новом году привлечь их милость и принести в дом гармонию и радость.
Ёлка и рождество
Ранее ель была языческим символом и связывалась с поклонением природе и культом бессмертия в зимнее время. После принятия христианства она стала ассоциироваться с Рождеством, в первую очередь как воплощение вечной жизни через Христа. В частности, христианский символизм ёлки был связан с её вечнозелёными иголками, которые символизировали неувядающую жизнь и надежду на спасение.
С развитием христианской традиции в качестве украшений стали использоваться такие символы, как звезда на верхушке (напоминающая о Вифлеемской звезде), яблоки, перешедшие в шары, (символ грехопадения, а затем – искупления) и свечи (свет Христа, который пришёл в мир).
Таким образом, языческое древо стало рождественским с постепенным распространением традиции в XIX веке, в том числе благодаря её популяризации в Англии и США.
Вот такую интересную историю имеет ёлка, украшающая наши дома в Новый Год и рождество. В ней скрыто древнее знание и неугасимая сила, перетекающая от языческих обрядов к современным традициям, словно невидимая нить, соединяющая прошлое и будущее и укрепляющая наше стремление к вечности.